Определение необходимого объема собираемых данных по безопасности в поздних предрегистрационных и пострегистрационных клинических исследованиях

Determining the Extent of Safety Data Collection Needed in Late Stage Premarket and Postapproval Clinical Investigations

I. Введение

Настоящее руководство предназначено для содействия спонсорам в определении объема и видов данных по безопасности, подлежащих сбору в поздних предрегистрационных и пострегистрационных клинических исследованиях (например, клинических исследованиях III фазы, исследованиях по новым показаниям, долгосрочных исходов). В настоящем руководстве приводится обсуждение избирательного подхода к сбору данных по безопасности в ходе поздней предрегистрационной разработки и в ходе пострегистрационного этапа на основании известных данных о профиле безопасности лекарственного препарата[1]. Настоящее руководство содержит рекомендации относительно условий уместности избирательного подхода к сбору данных по безопасности и способу его осуществления, чтобы сохранить баланс между устранением сбора бесполезных данных и сбора достаточных данных, необходимых для достаточной характеристики профиля безопасности лекарственного препарата. Кроме того, настоящее руководство содержит сведения для спонсоров о консультировании с соответствующим экспертным подразделением или подразделениями FDA для определения обоснованности избирательного подхода к сбору данных по безопасности (см. раздел V настоящего руководства).

Настоящее руководство применяется к сбору данных по безопасности в ходе поздних предрегистрационных и пострегистрационных клинических исследований при всех заболеваниях, за исключением редких заболеваний (см. раздел III настоящего руководства). FDA разработала руководство, применимое к сбору клинических данных на всех фазах онкологических клинических исследований[2], однако в нем не рассматривается избирательный сбор данных по безопасности в частных случаях, освещаемых в этом руководстве. По этой причине рекомендации настоящего руководства могут отличаться от таковых, приведенных в онкологическом руководстве. В случае возникновения различий применяются рекомендации настоящего руководства.

FDA также известно, что некоторые рекомендации настоящего руководства могут не согласовываться с требованиями к сбору данных по безопасности в других регионах и странах, что может приводить к затруднениями при его реализации в некоторых клинических исследованиях. Вместе с тем, мы надеемся, что настоящее руководство предоставит в соответствующих случаях спонсорам гибкость при планировании и реализации протоколов, предусматривающих избирательный сбор данных по безопасности.

Настоящее руководство не затрагивает отчетность (в отличие от сбора) по пострегистрационным нежелательным явлениям, значимым для зарегистрированного лекарственного препарата, предусмотренную 21 CFR 314.80 и 600.80, и отчетность по информации по безопасности в рамках досье исследуемого нового лекарственного препарата (IND), предусмотренную § 312.32 (21 CFR 312.32)[3]. Указанные требования, предъявляемые к отчетности, остаются неизменными, а избирательный сбор данных по безопасности возможен, только если он позволяет выполнить все регуляторные требования, предъявляемые к отчетности.

Руководства FDA, в целом, не вводят законодательные требования. Вместо этого, в них содержится текущее видение Агентства проблемы, их следует рассматривать исключительно в качестве рекомендаций, если только не цитируются конкретные регуляторные или законодательные требования. Использование в руководствах Агентства слова необходимо означает, что нечто предлагается или рекомендуется, но не требуется.

II. Справочные сведения

Полноценная база данных по безопасности критически важна для правильной оценки и достаточной характеристики рисков нового лекарственного препарата. В ходе разработки лекарственного препарата спонсоры осуществляют интенсивный сбор данных по безопасности; по мере накопления данных по безопасности непрерывно увеличиваются знания о профиле безопасности лекарственного препарата. На ранних этапах разработки лекарственного препарата осуществляется исчерпывающий сбор данных по безопасности, включая, по существу, все нежелательные явления. На более поздних этапах пострегистрационной разработки и в пострегистрационных исследованиях, включая клинические, может оказаться целесообразным избирательный подход к сбору данных по безопасности о частых несерьезных нежелательных явлениях, которые были строго охарактеризованы на более ранних этапах сбора данных. Например, если данные по безопасности, полученные на сотнях пациентов, свидетельствуют о 17 %-частоте головной боли на фоне применения препарата по сравнению с 10 % при применении плацебо, сбор аналогичных данных у тысяч дополнительных пациентов в крупном исследовании III фазы позволит лишь минимально уточнить это значение, но потребует затраты значительных ресурсов, не давая никаких новых важных сведений. В этой ситуации возможен ограниченный сбор данных по безопасности.

Поощрение избирательного сбора данных по безопасности в поздних предрегистрационных и пострегистрационных клинических исследованиях согласуется с общим подходом FDA к оценке безопасности, который сосредоточен на полезных сведениях, дополняющих имеющиеся знания. Например, §312.32 предусматривает срочное сообщение FDA и всем исследователям о серьезных непредвиденных подозреваемых нежелательных реакциях в ходе разработки лекарственного препарата.

В некоторых случаях сбор данных, не вносящих вклад в уточнение характеристики профиля безопасности лекарственного препарата, может иметь негативные последствия. Например, в настоящее время растет интерес к более крупным и простым исследованиям с целью получения данных об исходах, данных о долгосрочных эффектах лекарственных препаратов и данных о сравнительной эффективности и безопасности. Сбор избыточных данных по безопасности может (1) отбить желание проводить такие виды исследований в связи с повышением количества требуемых ресурсов для их проведения и (2) оказаться демотивирующим для участия исследователей и пациентов в клинических исследованиях. Таким образом, избирательный сбор данных по безопасности может (1) содействовать проведению более крупных исследований без ущерба для целокупности и достоверности результатов исследований и упущения важных сведений, (2) содействовать участию исследователей и пациентов в клинических исследованиях и (3) помогать сдерживать расходы, обеспечивая более эффективное использование ресурсов в рамках клинических исследований. По этой причине, избирательный сбор данных следует рассматривать в тех случаях, когда он целесообразен (см. раздел III настоящего руководства).

 


[1] В целях настоящего руководства любое упоминание лекарств и лекарственных препаратов включает, если не указано иное, как лекарственные препараты, так и биологические лекарственные препараты, регулируемые Центром экспертизы и изучения лекарств и Центром экспертизы и изучения биологических препаратов.

[2] См. руководство для отрасли «Cancer Drug and Biological Products – Clinical Data in Marketing Applications». Мы регулярно обновляем руководства. Наиболее актуальная версия руководства приведена на веб-странице FDA по руководствам  http://www.fda.gov/Drugs/GuidanceComplianceRegulatoryInformation/Guidances/default.htm.

[3] В окончательном правиле FDA рассматриваются основания более избирательного использования отчетов по безопасности в рамках IND (отчеты по безопасности на исследуемые новые лекарственные и биологические препараты для медицинского применения и требования к отчетности в исследованиях биодоступности и биоэквивалентности у человека (75 FR 59935, 29 сентября 2010)).

В руководстве для отрасли и исследователей «Требования к отчетности по безопасности в IND, а также исследованиях БД и БЭ» также рассматривается взгляд FDA на представление интерпретируемых сведений, которые будут вносить обоснованный вклад в профиль безопасности лекарственного препарата (IND — досье исследуемого нового лекарственного препарата, БД и БЭ — биодоступность и биоэквивалентность).

Полный текст документа доступен после покупки в личном кабинете.
Купить русскую версию
Войти если купили ранее
3300

переведенный документ

  • 02.04.2018 последняя редакция

Для покупки напишите нам на pharmadvisor@csa.expert.

Укажите в письме код этого документа (Определение необходимого объема собираемых данных по безопасности в поздних предрегистрационных и пострегистрационных клинических исследованиях) или названия документов, которые вы хотите приобрести.

Библиотека PharmAdvisor даёт вам доступ к действующим нормативно-правовым актам, а также научным и административным руководствам ICH, EC, EMA, FDA. Они хорошо и точно переведены на русский язык, их современная реализация позволяет работать с ними когда вам удобно.

Часто задаваемые вопросы
Где можно посмотреть примеры переводов?

В открытом доступе много полноценных документов.

Существуют ли скидки для учебных заведений?

Да, мы предоставляем скидки студентам и учебным заведениям. Пожалуйста, напишите нам по электронной почте с запросом.

Какие существуют способы оплаты кроме кредитной карты?

Мы принимаем различные способы оплаты, включая безналичный перевод, PayPal и наличными курьеру.

В каком формате предоставляются руководства?

При заказе вы получаете моментальный и неограниченный доступ к купленным документам в личном кабинете через специальный интерфейс. Обратите внимание, что для покупки целого пакета документов PharmAdvisor необходимо связаться с нами.

Другие вопросы?

Пишите на pharmadvisor@csa.expert

Тип документа

Руководство

Организация
Страниц в документе

10 страниц

Дата первого принятия

18.02.2016

Дата пересмотра

18.02.2016

Версия перевода от

02.04.2018

Цитировать как

Определение необходимого объема собираемых данных по безопасности в поздних предрегистрационных и пострегистрационных клинических исследованиях. Перевод: PharmAdvisor, версия перевода от 02.04.2018. URL: https://pharmadvisor.ru/document/tr3761/ (дата обращения: ).

Скачать оригинал